Российская SPA-действительность
- Комментировать (войти)
Если говорить о профессиональном SPA, а не о «производных» в словообразовании, - это более сложный по организации бизнес, требующий больших площадей и более серьезных инвестиций. Однако, SPA на сегодня - самый быстрорастущий и экономически выгодный сегмент рынка индустрии оздоровления и красоты. По данным исследований маркетингового агентства Symbol Marketing, предприятия SPA уже завоевали от 7 до 17% рынка (посещение SPA по силе воздействия сравнимо с пребыванием на курорте). Однако, конкуренция в этом сегменте пока незначительна, что также является серьезным плюсом при организации бизнеса.
Предприятия SPA в России возникли на базе обычных салонов красоты в виде отдельных SPA-услуг, которые вводятся в ассортимент предприятия для увеличения притока клиентуры. Они предназначены для публики с доходами выше среднего, но при этом не соответствуют тем критериям, которые существуют в мировой SPA-индустрии.
Организация концептуального SPA – дело очень прибыльное. Ведь клиенты платят не за массаж и кислородный коктейль, а за душевное равновесие и удовольствие, а это стоит дорого. Движущей силой возникновения SPA стала платежеспособная потребность в комплексных услугах, которые позволяют за очень короткое время восстановить физическое состояние и внешний вид человека. Дополнительную динамику этому процессу придало то, что только комплексный пакет процедур может дать реальный ощутимый результат. Продажа пакета SPA-услуг дает большую прибыль, чем продажа разовых процедур. И эта взаимосвязь платежеспособной потребности с возможностью поднять уровень продаж придала процессу создания SPA хорошую динамику в развитии.
С точки зрения бизнеса, неважно, решили вы создать SPA-предприятие (загородное предприятие, клуб, day-SPA и т.п.) или организовать SPA-зону на территории уже действующего бизнеса (отель, салон красоты, фитнес-клуб, жизнь в стиле wellness и т.п.). Главное – создать интересный концепт и провести профессиональное зонирование территории, предусматривающее все необходимые, с точки зрения эффективной работы, SPA-зоны.
Разрабатываемые для клиента SPA-пакеты, ритуалы и процедуры по уходу, как правило, сочетают водные и паровые процедуры, ручные и косметические методики по уходу за телом. «Руки» высоких профессионалов издавна ценились на вес золота, и будут цениться всегда, так как доброе тепло и сила человеческих рук, индивидуальное общение с клиентом, в том числе тактильное, очень важно и значимо, особенно в зоне SPA.
В России в SPA сегодня из оборудования, как правило, наличествуют паровые и сауны (термальная зона). Высокая температура и горячий воздух позволяют эффективно очистить и подготовить тело к дальнейшим процедурам. Активно используются различные виды терапевтического оборудования: гидромассажные ванны и души (душ Впечатлений, Виши). В некоторых SPA используют контрастные и охлаждающие процедуры (дорожка Кнейппа, ледяной фонтан и пр.). Такие процедуры хорошо тонизируют организм, стимулируют кровообращение и иммунную систему.
В салонном и оздоровительном бизнесе, в большинстве случаев, процедуры с префиксом «SPA» есть, а вот самого SPA (атмосферы, комфорта, достойного качества и ассортимента услуг), к сожалению, нет. По результатам исследований московского и питерского рынков салонов красоты, имеющих в инфраструктуре SPA-зоны, из оборудования чаще всего используются:
-
кушетки массажные (терапевтическая зона) – 61%;
-
различные капсулы (условно климатическая и терапевтическая зоны) – 18%;
-
гидромассажные ванны (терапевтическая и условно влажная зона) – 11%;
-
душевые (контрастная и условно терапевтическая и влажная зоны) – 7%;
-
парные, сауны, бочки и т.п. (термальная зона) – 3%
(приведенные определения зональности исходят из позиционирования SPA-услуг на предприятиях).
Причин тому много. Но, основными, по крайней мере, для Москвы и Санкт-Петербурга (по материалам проведенных опросов), являются недостаток свободных площадей и средств. Подобная ситуация приводит к тому, что на территориях салонов красоты используются именно отдельные единицы того или иного оборудования сами по себе, без соблюдения концепции SPA, технологии и последовательности проведения SPA-процедур, т.е. нарушается один из основных принципов SPA – оздоровление, гармонизация и комфорт. Кроме того, если говорить об экономической составляющей подобных SPA-зон, то она ничтожно мала, да и ассортимент процедур, «привязанных» к оборудованию, ограничен. Следует оговориться, что подобная ситуация наблюдается отнюдь не во всех предприятиях индустрии красоты, есть и приятные исключения.
Однако, индустрия SPA активно развивается на территории России, сегодня уже появилось отдельное направление - SPA для действующих предприятий индустрии красоты и здоровья. При этом, каждое выбранное решение SPA может со временем дополняться новыми технологиями, увеличивая экономический потенциал территории.
По мнению экспертов, российский рынок SPA с некоторым отставанием повторяет развитие этого рынка на Западе. Так что спрогнозировать, каким образом будет складываться ситуация со SPA-индустрией в России нетрудно - достаточно проанализировать тенденции ведущих европейских стран.
Бизнес SPA является наиболее перспективным и динамично развивающимся направлением бизнеса, который аккумулирует все достоинства традиционных услуг, придавая им новое качество. Прибыльность SPA объясняется не только расчетом на богатых клиентов, но и формой предоставления услуг. Если в салон красоты клиент может прийти ради одной, пусть и дорогостоящей, процедуры, то клиент SPA изначально готов на пять-десять визитов: счастья и гармонии много не бывает.
Европейские SPA имеют средний годовой оборот порядка 23,5 млн. долларов США, из которых 70% приходится на основные процедуры и дополнительные сервисные услуги, а 30% – на продажу косметических средств по уходу и аксессуаров. Потенциальная емкость московского профессионального SPA-рынка составляет не менее 6 500 wellness-предприятий различных форматов.
Автор: Любовь ОСТАШОВА, к.э.н., заместитель генерального директора МГК «SPArus Group» Источник: www.rusmed.ru