Как назначить цену, продавая салон красоты
- Комментировать (войти)
Самый красивый выход из бизнеса — его продажа по справедливой цене, когда владелец получает достойную премию за отданные делу годы жизни.
Если говорить о золотой середине (компаниях, когда-то созданных как малый бизнес, но переросших этот уровень) -- представление владельцев о справедливой цене, как правило, завышено. С другой стороны, покупатель стремится снизить цену чуть ли не до голой стоимости активов. Как получить трезвый взгляд на вещи? |
Часто продажа является последним шансом расплатиться с кредиторами. С такой мотивацией найти покупателя довольно сложно, потому что инвесторы обычно хотят вкладывать деньги в прибыльный бизнес. Так что сегодня мы говорим о других случаях - когда ваше дело в порядке, но вы, допустим, хотите перейти в более динамичную отрасль.
Итак, сколько вы хотите получить? У каждого предпринимателя свой предел мечтаний, но в реальности обычно приходится довольствоваться меньшей суммой. Как ее определяют?
Чем меньше бизнес, тем проще действовать по аналогии.
Например, известно, что цена салона красоты в Москве обычно вращается вокруг цифры $60000. Для компании золотой середины найти ценовые ориентиры часто бывает более затруднительно. Конечно, первое, что нужно сделать, — провести профессиональную независимую оценку. Но даже хороший оценщик не всегда даст точное представление. Окончательная цена сделки, как правило, меньше оценочной - иногда на 10%, а иногда и на все 50%.
Насколько велико будет это отличие, в первую очередь, зависит от трех характеристик вашей компании.
1. Ее способности генерировать доход без дополнительных вложений в развитие на протяжении 3-5 лет после покупки. На больший срок загадывать бессмысленно.
2. Прозрачного управленческого учета за три предыдущих года. Не пытайтесь отделаться фразами: “Мы сами не знаем точно, какая у нас прибыль, не считали”. Покупатель заподозрит, что вы просто скрываете истинное положение дел из-за слишком скромных финансовых успехов.
3. Налаженного менеджмента и готовности ключевых сотрудников остаться в компании после смены владельца.
Кроме этих характеристик, имеют значение такие факторы, как сезон и соотношение спроса и предложения в текущий момент, местоположение бизнеса и клиентская база.
Принцип назначения заведомо более высокой цены не хорош, т.к. при длительной экспозиции предложения - а при продаже салона этот срок может доходить до 4-6 месяцев - потенциальные покупатели, отслеживающие предложения, будут считать, что вы пытаетесь их обмануть. Сразу назначайте цену, близкую к той, которую считаете окончательной. Оставьте себе возможность снизить ее в ходе торга, но незначительно.
Автор: Дыгина Дарья